Дистанционное модульное занятие по теме "Раздел "Социальная информатика" в школьном курсе информатики" для слушателей курсов повышения квалификации

Содержание учебного материала

Управление обучением

0

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

  • содержание обязательного минимума по информатике для базового и профильного уровня (раздел "Социальная информатика") ;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • содержание программ и УМК по информатике (раздел "Социальная информатика")
  • основные литературные источники и образовательные ресурсы Интернет по теме "Социальная информатика"

уметь:

  • отбирать содержание раздела "Социальная информатика" для разных профилей ;
  • подбирать необходимую информацию по теме "Социальная информатика" из Интернет-источников;
  • составить для учащихся список тем для рефератов и учебных проектов

развивать информационно - коммуникативную компетентность, отрабатывать навыки использования образовательных ресурсов Интернет

 

 

1

Цель: познакомиться с обязательным минимумом содержания образования, требованиями к уровню подготовки выпускников по социальной информатике

В последние годы в нашей стране быстро развивается новое научное направление, которое получило название социальная информатика. Это направление возникло на стыке нескольких научных дисциплин (информатики, социологии, психологии и философии), а его появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их влияния на роль и условия существования человека.

Предметом изучения для социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе - на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.

Раздел "Социальная информатика" сегодня включен в базовый и профильный курсы школьного предмета "Информатика".

 

Самостоятельная работа

а) выберите содержание обязательного минимума для базового и профильного уровней, требования к уровню подготовки выпускников по социальной информатике

 

б) выберите содержание и цели изучения раздела "Социальная информатика" из проекта образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информацию найдите на сайте МОРФ

www.informika.ru (эксперимент по модернизации содержания образования), сохраните в файле социнфо1а

проект стандарта вы можете найти на сайте

Всероссийского Виртуального педагогического совета

http://pedsovet.alledu.ru/library/317

результат поиска сохраните в файле социнфо1б

2

Цель: проанализировать содержание программ и УМК по информатике (раздел "Социальная информатика")

Проанализируйте содержание программ и соответствующих УМК для 10-11 классов.

  1. Учебник С.А.Бешенкова, Е.А.Ракитиной

  2. Учебник А.Г. Гейна

  3. Учебник И.Семакина, Е.Хеннера

  4. Учебник Н Д.Угриновича.

  5. Учебник Ю.А. Шафрина

При анализе УМК отразите вопросы:

     

  1. количество часов на тему
  2. соответствие обязательному минимуму
  3. объем раздела учебника
  4. наличие вопросов и заданий к разделу, их характер
  5. соответствие цели формирования информационной компетентности учащихся

все необходимые программы вы можете найти на сайте:

http://saripkro.r2.ru/for_teacher/exper/exp.htm

 

 

 

 

 

сохраните ответы на вопросы в файле социнфо2

3

Цель: Познакомиться с образовательными ресурсами Интернет по теме "Социальная информатика", возможностью их применения в учебном процессе

 

3.1. Познакомьтесь с монографией профессора МГСУ Соколовой И.В. "Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи".

Найдите ответы на вопросы :

 

1 вариант (раздел 1, глава 1)

  1. Где впервые появилось понятие "Информационное общество"?

  2. В чем заключается концепция информационного общества?

  3. Скопируйте рисунок "Диаграмма Порэта" и комментарий к нему.

  4. Назовите характеристики информационного общества (по А.И.Ракитову).

2 вариант (раздел 1, глава 2)

  1. Назовите отечественных ученых, занимающихся проблемами информатизации общества.

  2. Каковы пути решения современных социальных проблем в условиях информатизации.

  3. Назовите социальные аспекты информационной безопасности.

  4. Перечислите основные проблемы современных исследований в области информационных ресурсов.

 

3.2. Самостоятельная работа по поиску Интернет-источников по вопросам социальной информатики

Выполните задание соответствующего уровня сложности:

I уровень.

Составить список трудов К.К.Колина по проблемам информатизации общества.

II уровень.

Составить аннотированный список ссылок по теме "Социальные последствия информатизации"

 

III уровень.

Подберите 4-5 тем рефератов или учебных проектов для школьников по социальной информатике с указанием литературы и Интернет-источников.

 

 

 

http://infosphere.narod.ru

 

 

сохраните ответы на вопросы в файле социнфо31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

адреса российских поисковых систем:

http://www.rambler.ru/ Rambler

http://yandex.ru/ Yandex

http://www.aport.ru/ Апорт

http://www.yahoo.ru/ Ух ты!

http://www.stars.ru/ Созвездие Internet

http://search.interrussia.com/ Русская машина поиска

http://www.relcom.ru/ Сокровища Интернет

http://www.piter-press.ru/ Желтые страницы Internet

результаты работы сохраните в файле социнфо32

4

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели занятия. Для этого вернитесь на начало модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

Оценку занятия отправьте преподавателю по адресу krupoderova@murm.ru. Результаты работы заархивируйте и отправьте вложенным файлом.

 

 

[Главная]  [Описание технологии [Модульное обучение языку программирования [Литература [Интернет-источники]

 (c) Круподерова Елена Петровна