|
Модуль № 1. Стандартные типы данных |
№ |
Содержание учебного материала |
Управление обучением |
0 |
Интегрирующая цель: В процессе
работы над учебными элементами вы
должны:
знать:
уметь:
систематизировать полученные знания; развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль) |
|
1 |
Цель:
познакомиться
с историей создания языка
программирования ТР, выяснить
достоинства языка
Самостоятельная работа а) Прочитайте по методическому пособию историю создания языка Паскаль, Турбо-Паскаль б) Отметьте достоинства Паскаля:
|
И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю. стр.5 |
2 |
Цель: изучить алфавит языка ПаскальОткройте учебник на странице 16. Выпишите в тетрадь набор символов, которыми можно пользоваться при составлении программы на языке Паскаль.
Внимание! В учебнике излагается программирование на классическом Паскале, мы будем работать с Турбо-Паскалем. В частности, в алфавит включайте пункты 1,2,4. |
Л.М.Поддубная,
В.Ф.Шаньгин. Мне нравится Паскаль Обращайте внимание на отличия |
3 |
Цель: познакомиться с правилами записи идентификаторов в Турбо-Паскале
Идентификатор в ТР - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа.Идентификатор всегда начинается буквой или знаком подчеркивания, за которым могут следовать буквы, цифры и знак подчеркивания. В качестве идентификаторов нельзя использовать служебные стандартные имена. Например: MOD, READ, WRITE. Задание: В тетради в два столбика выписать правильные и неправильные идентификаторы ALPHA; a; My Program; x1; ABS; ИВАН; _beta; real Сравните результаты с партнером по парте. Откорректируйте таблицу. |
Учебник стр. 155
приложения 3, 4
См. приложения 3 и 4 учебника. |
4 |
Цель: познакомиться со структурой Паскаль-программы
Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.
Program <имя программы>;
раздел описаний
begin раздел операторов
end. Зарисуйте в тетради структуру программы на языке Паскаль. |
Л.М.Поддубная, В.Ф.Шаньгин Мне нравится Паскаль стр. 20 |
5 |
Цель: разобрать пример готовой программы
Разберите пример готовой программы. Обратите внимание на рис.1, комментирующий выполнение программы. |
И.А.Бабушкина
и др. Практикум по Турбо-Паскалю.
стр. 6-7 |
6 |
Цель: научиться загружать и выполнять готовые программы
Пользуясь приведенным алгоритмом, запустите готовую программу. Выполните ее при указанных на рис.1 значениях переменных. Сравните результат с указанным на рисунке. |
Алгоритм
работы:
1. Загрузить ТР 2. Войти в главное меню (клавиша F10) 3. В пункте меню File выбрать комманду Load 4. Указать имя программы 5. Выбрать режим Run |
7 |
Цель: научиться редактировать программыСамостоятельная работа Выполните задание 1. Убедите партнера или учителя в правильности работы программы.При наличии резерва времени выполните задание 2.
|
И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю. стр. 7 |
8 |
Цель: познакомиться с системой типов языка Паскаль.
а) Зарисуйте в тетради схему типов языка Паскаль
б) Познакомьтесь с целочисленными типами языка Паскаль Обратите внимание на операции, применимые к целым типам: " + " - сложение; " * " - умножение; " - " - вычитание; " / " - деление; " div " - деление нацело; " mod " - остаток от целочисленного деления Обратите внимание, что при применении к целым значениям все перечисленные операции ( кроме деления ) дают целый результат. Операция деления всегда дает вещественный результат. в) Познакомьтесь с вещественными типами языка Паскаль
Обратите внимание на два вида вещественных чисел с фиксированной и плавающей точкой. Внимательно рассмотрите примеры.
Над данными вещественного типа можно выполнять следующие операции: + , - , * , / Если оба операнда вещественного типа, то и результат операции тоже вещественного типа. Допускается, что из двух данных, участвующих в операции, одно может быть целого типа. Результат будет вещественного типа.
Поскольку в языке Паскаль нет операции возведения в степень, то при необходимости ее использования применяют стандартные функции. Например, ax заменяют выражением exp(x*ln(a)), а должно быть больше нуля.
г) Познакомьтесь с встроенными функциями Турбо- Паскаля
д) Внимательно разберите примеры употребления функций sqr(x) и abs(x) е) Познакомьтесь с логическим (булевским) типом Проанализируйте таблицу 1.
ж) Познакомьтесь с символьным типом Обратите внимание на функции ord (x), chr (x), pred (x), succ (x)
Примеры: ord ('R') = 82 chr (68) = 'D' pred ('N') = 'M' succ ('R') = 'S'
|
Л.М.Поддубная,
В.Ф.Шаньгин Мне нравится Паскаль стр. 35 И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю. таблица 2, стр. 36 описание стр. 9
см. примеры на стр. 9
И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю. таблица 3, стр. 37 описание стр. 30-31 И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю стр. 9 стр. 29 см. таблицу встроенных функций, таблицу ASCII кодов (приложение 2, стр. 153 учебника)
|
9 |
Цель: ввести программу, выполнить контрольный пример, проанализировать результаты
Задача. Найти целую часть и остаток от деления целого числаа на целое число b.
Разберите текст программы. Наберите ее на компьютере. Выполните контрольный пример.
|
Л.М.Поддубная,
В.Ф.Шаньгин. Мне нравится Паскаль . стр. 38, задача 8
|
10 |
Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь на начало модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели. | |
11 |
Домашнее задание И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю, §1 (выборочно) Задания 3,4 стр. 7 Дополнительно задание 2, стр 9
|
при чтении материала руководствуйтесь данным модулем |
|
(c) Круподерова Елена Петровна |