Модуль № 1. Стандартные типы данных

 

Содержание учебного материала

Управление обучением

0

 Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

 знать:

  •  достоинства языка программирования Паскаль;

  • алфавит языка;

  • правила записи идентификаторов;

  • структуру Паскаль-программы;

  • простые типы данных;

уметь:

  • определять правильные и неправильные идентификаторы;

  • объяснять структуру готовой программы;

  • определять типы переменных по описанию;

  • загружать среду программирования Турбо-Паскаль;

  • загружать готовые программы

  • производить запуск готовой программы;

  • анализировать результаты контрольного примера;

систематизировать полученные знания; развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль)

 

1

 Цель: познакомиться с историей создания языка программирования ТР, выяснить достоинства языка

 Самостоятельная работа

а) Прочитайте по методическому пособию историю создания языка Паскаль, Турбо-Паскаль

б) Отметьте достоинства Паскаля:

  • развитая система типов;

  • ориентация на принципы структурного программирования;

  • поддержка процесса пошаговой детализации;

  • несмотря на относительную простоту языка, пригодность для весьма широкого спектра приложений;

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю. стр.5

2

 

Цель: изучить алфавит языка Паскаль

Откройте учебник на странице 16.

Выпишите в тетрадь набор символов, которыми можно пользоваться при составлении программы на языке Паскаль.

 

Внимание! В учебнике излагается программирование на классическом Паскале, мы будем работать с Турбо-Паскалем. В частности, в алфавит включайте пункты 1,2,4.

Л.М.Поддубная,

В.Ф.Шаньгин.

Мне нравится Паскаль

Обращайте внимание на отличия

 

3

 

Цель: познакомиться с правилами записи идентификаторов в Турбо-Паскале

 

Идентификатор в ТР - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой или знаком подчеркивания, за которым могут следовать буквы, цифры и знак подчеркивания. В качестве идентификаторов нельзя использовать служебные стандартные имена. Например: MOD, READ, WRITE.

Задание: В тетради в два столбика выписать правильные и неправильные идентификаторы

ALPHA; a; My Program; x1; ABS; ИВАН; _beta; real

Сравните результаты с партнером по парте. Откорректируйте таблицу.

Учебник стр. 155

приложения 3, 4

 

См. приложения 3 и 4 учебника.

 

4

 

Цель: познакомиться со структурой Паскаль-программы

 

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

 

Program <имя программы>;

 

раздел описаний

 

begin

раздел операторов

 

end.

Зарисуйте в тетради структуру программы на языке Паскаль.

 

Л.М.Поддубная,

В.Ф.Шаньгин

Мне нравится Паскаль

стр. 20

 

5

 

Цель: разобрать пример готовой программы

 

Разберите пример готовой программы. Обратите внимание на рис.1, комментирующий выполнение программы.

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю.

стр. 6-7

 

6

 

Цель: научиться загружать и выполнять готовые программы

 

Пользуясь приведенным алгоритмом, запустите готовую программу.

Выполните ее при указанных на рис.1 значениях переменных. Сравните результат с указанным на рисунке.

Алгоритм работы:

1. Загрузить ТР

2. Войти в главное меню (клавиша F10)

3. В пункте меню File выбрать комманду Load

4. Указать имя программы

5. Выбрать режим Run

 

7

Цель: научиться редактировать программы

Самостоятельная работа

Выполните задание 1.

Убедите партнера или учителя в правильности работы программы.При наличии резерва времени выполните задание 2.

 

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю. стр. 7

8

Цель: познакомиться с системой типов языка Паскаль.

 

а) Зарисуйте в тетради схему типов языка Паскаль

 

 

 

б) Познакомьтесь с целочисленными типами языка Паскаль

Обратите внимание на операции, применимые к целым типам:

" + " - сложение; " * " - умножение; " - " - вычитание;

" / " - деление; " div " - деление нацело; " mod " - остаток от

целочисленного деления

Обратите внимание, что при применении к целым значениям все перечисленные операции ( кроме деления ) дают целый результат. Операция деления всегда дает вещественный

результат.

в) Познакомьтесь с вещественными типами языка Паскаль

 

Обратите внимание на два вида вещественных чисел с фиксированной и плавающей точкой. Внимательно рассмотрите примеры.

 

Над данными вещественного типа можно выполнять следующие операции: + , - , * , /

Если оба операнда вещественного типа, то и результат операции тоже вещественного типа.

Допускается, что из двух данных, участвующих в операции, одно может быть целого типа. Результат будет вещественного типа.

 

Поскольку в языке Паскаль нет операции возведения в степень, то при необходимости ее использования применяют стандартные функции. Например, ax заменяют выражением exp(x*ln(a)), а должно быть больше нуля.

 

г) Познакомьтесь с встроенными функциями Турбо- Паскаля

 

 

д) Внимательно разберите примеры употребления функций sqr(x) и abs(x)

е) Познакомьтесь с логическим (булевским) типом

Проанализируйте таблицу 1.

 

ж) Познакомьтесь с символьным типом

Обратите внимание на функции

ord (x), chr (x), pred (x), succ (x)

 

Примеры: ord ('R') = 82

chr (68) = 'D'

pred ('N') = 'M'

succ ('R') = 'S'

 

Л.М.Поддубная,

В.Ф.Шаньгин

Мне нравится Паскаль

стр. 35

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю.

таблица 2, стр. 36

описание стр. 9

 

 

см. примеры на стр. 9

 

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю.

таблица 3, стр. 37

описание стр. 30-31

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю

стр. 9

стр. 29

см. таблицу встроенных функций, таблицу ASCII кодов

(приложение 2, стр. 153 учебника)

 

 

9

Цель: ввести программу, выполнить контрольный пример, проанализировать результаты

 

Задача. Найти целую часть и остаток от деления целого числа

а на целое число b.

 

Разберите текст программы. Наберите ее на компьютере. Выполните контрольный пример.

 

Л.М.Поддубная,

В.Ф.Шаньгин.

Мне нравится Паскаль .

стр. 38, задача 8

 

10

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь на начало модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.  

11

Домашнее задание

И.А.Бабушкина и др. Практикум по Турбо-Паскалю, §1 (выборочно)

Задания 3,4 стр. 7

Дополнительно задание 2, стр 9

 

при чтении материала руководствуйтесь данным модулем

 (c) Круподерова Елена Петровна