Модуль № 3. Программирование разветвляющихся алгоритмов

 

Содержание учебного материала

Управление обучением

0

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

 

знать:

· понятие разветвляющегося алгоритма;

· правила записи условного оператора и оператора выбора;

· правила записи логических выражений;

 

уметь:

· составлять программы с разветвляющимся алгоритмом соответствующего уровня сложности;

· работать с программно-методическим комплексом задач (ПМКЗ);

· редактировать и отлаживать программы;

· составлять тесты для проверки правильности работы программы;

 

систематизировать полученные знания;

 

развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль)

 

1

Цель: диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе.

 

Проверка домашнего задания. Взаимопроверка и взаимооценка в парах.

Задание. Вычислить значение выражений при

a = 5; b = 10; c = true; d = false

 

a) ((a>7) and (b<20)) or (not (c))

б) (c or d) and (b=10)

c) (a>b) or (c=d)

 

2

Цель: Научиться составлять программы с разветвляющимся алгоритмом, познакомиться с условным оператором и оператором GOTO.

 

Алгоритм называется разветвляющимся, если он содержит несколько ветвей, отличающихся друг от друга содержанием вычислений. Выход вычислительного процесса на ту или иную ветвь алгоритма определяется исходными данными задачи.

Условный оператор записывается в виде:

 

if <выражение> then <оператор> else <оператор>

И.А.Бабушкина и др.

Практикум по Турбо-Паскалю. стр. 10

Л.М.Поддубная,

В.Ф.Шаньгин

Мне нравится Паскаль.

стр. 57-62

 

Сначала вычисляется выражение, стоящее после служебного слова if. Результат вычисления должен иметь булевский тип. Если значение выражения есть true, то выполняется оператор, указанный после служебного слова then. Если false - оператор, следующий за служебным словом else. Если при этом часть условного оператора, начиная со слова else, отсутствует, то управление немедлено передается оператору, следующему за условным.

 

Оператор перехода записывается в виде:

 

goto <метка>

 

Метка - это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом сссылаться на него. В целях совместимости со стандартным языком Паскаль, в языке ТР допускается использование также целых чисел без знака.

Метка должна быть описана.

 

Разберите примеры 1 и 2. Спишите в тетрадь алгоритмы и программы.

Пример 1. Найти максимальную из двух величин а и b.

 

Пример 2. Найти корни квадратного уравнения ax2+bx+c=0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.П.Круподерова.

Лабораторный курс по программированию на языке Турбо-Паскаль.

стр. 15-17

3

Цель: Научиться отлаживать программы с разветвляющимся алгоритмом, анализировать результаты контрольных примеров.

 

Наберите и выполните программы примеров 1 и 2.

Тесты для контрольных примеров составляйте таким образом, чтобы проверить все ветви алгоритма.

 

 

Программу 2 получите редактированием программы 1. Сохраняйте программы на диске G, чтобы использовать на последующих уроках.

4

Цель: Познакомиться с оператором выбора.

 

Является обобщением условного оператора для случая произвольного числа альтернатив.

Параметром, по которому осуществляется выбор, служит ключ выбора - выражение любого порядкового типа (целый, логический, символьный, перечисляемый, ограниченный).

 

Разберите пример 3. Спишите в тетрадь программу.

 

Пример 3. Определите название столицы по названию государства.

 

Выполните программу на ПЭВМ.

Л.М.Поддубная,

В.Ф.Шаньгин.

Мне нравится Паскаль.

стр. 63-65

Е.П.Круподерова..

Лабораторный курс по программированию на языке Турбо-Паскаль.

стр. 17-18

5

Цель: Определение уровня обученности.

 

Выберите доступный вам уровень задания. Выполните его. Сдайте учителю.

 

Время выполнения задания 5-7 мин.

6

Цель: Научиться работать с программно-методическим комплексом задач по информатике (ПМКЗ).

 

Запустите ПМКЗ. Выберите тему “Разветвляющиеся алгоритмы”. Выберите одну из задач. Выберите интересующую вас информацию по задаче.

Навыки по работе с ПМКЗ понадобятся вам на последующих уроках..

 

 

Пользуйтесь помощью (F1), обращайте внимание на нижнюю строку экрана.

7

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь на начало модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

 

8

Домашнее задание

 

стр. 10-11; задачи - стр. 11-12

1 уровень - задачи 3,5

2 уровень - задачи 8,9

3 уровень - задачи 16,21

И.А.Бабушкина и др.

Практикум по Турбо-Паскалю.

 

 (c) Круподерова Елена Петровна