Модуль № 9. Работа с одномерными массивами

 

Содержание учебного материала

Управление обучением

0

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

 знать:

  • определение массива;
  • способы описания массивов на ТР;

  • способы обращения к элементу массива;

уметь:

  • определять тип элементов массивов;
  • писать и отлаживать на языке ТР программы формирования, ввода, вывода векторов;
  • поиска элементов в векторе по разным критериям;
  • уметь проводить логический анализ программ, их тестирование

систематизировать полученные знания;

 развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, отвечать на вопросы

 

1

Цель: Повторить систему типов ТурбоПаскаля

Повторите типы языка ТурбоПаскаль, обратите внимание на сложные типы.

Л.М.Поддубная, В.Ф.Шаньгин.

Мне нравится Паскаль. стр. 35

2

 

Цель: Повторить понятие массива. Изучить способы описания массивов в языке ТурбоПаскаль.

Под массивом понимается упорядоченная совокупность конечного числа данных одного типа, объединенных под общим именем. Имена массивов образуются так же, как и имена простых переменных. Одномерный массив называется вектором. Для описания массивов используется служебное слово array. Массив в Турбо-Паскале можно описывать двумя способами:

а) в разделе описания переменных VAR:

var <имя переменной>: array [тип индекса] of <тип

компоненты>;

б) определить сначала тип, а затем описать массив этим типом

type <имя типа>: array [тип индекса] of <тип компоненты>;

var <имя переменной>: <имя типа>;

где <тип индекса> - порядковый тип;

<тип компоненты> - любой тип.

Л.М.Поддубная, В.Ф.Шаньгин.

Мне нравится Паскаль.стр. 89-93

И.А.Бабушкина и др.

Практикум по Турбо-Паскалю. стр. 60

 

3

Цель: Научиться вводить элементы массивов с клавиатуры.

Разберите программу ввода с клавиатуры n элементов массива. Вывод осуществляется аналогично.

Стр. 61

(программа Init1)

4

Цель: Научиться заполнять массивы с помощью генератора

случайных чисел.

Этот способ более удобен, когда в массиве много элементов. Разберите пример заполнения массива случайными целыми числами от -25 до -26+dd. Значение dd вводится.

(программа Init2)

5

Цель: Научиться составлять программы с использованием векторов.

Пример 1. Разберите программу суммирования элементов

Вектора A(m).

Program pr1;

type x=array[1..100] of real;

var a: x; i,m: integer; s: real;

begin

writeln(‘m=‘);

readln (m);

for i:=1 to m do readln (a[i]);

s:=0;

for i:=1 to m do s:=s+a[i];

writeln (‘s=‘;s)

end.

Выполните на компьютере контрольный пример.

Пример 2. Отредактируйте программу так, чтобы вычислялась

сумма положительных элементов. Составьте

контрольный пример. Убедите партнера или

учителя в правильности работы программы.

Пример 3. Измените программу так, чтобы вычислялось

произведение элементов вектора. Выполните ее.

Пример 4. Разберите пример из методических указаний.

Обратите внимание на понятие первого минимального и последнего максимального элементов. Например, для вектора 5,9,2,17,11,2,17,10,13 номер первого минимального элемента (он равен 2)- 3, а последнего максимального (17) – 7. Разберитесь как это реализовано в программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.П.Круподерова.

Лабораторный курс по программированию на языке ТР. стр. 41

6

Цель: Определение зоны актуального и ближайшего развития.

1. Описать массив, содержащий данные измерения роста учеников класса. Написать фрагмент программы ввода значений роста с 10 по 18 уч-ся.

2. Составить программу вычисления ср. арифметического отрицательных элементов вектора b(l).

время выполнения задания 7-8 мин

7

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь на начало модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

 

8

Домашнее задание

Задачи 5, 6, 9.

И.А.Бабушкина и др.

Практикум по Турбо-Паскалю. стр. 63

 (c) Круподерова Елена Петровна